Примерные вопросы к экзамену по клинической психологии

Раздел «патопсихология»

  1. Практические задачи патопсихологии.
  2. Методологические основы патопсихологии (школа Зейгарник).
  3. Принципы построения патопсихологического исследования.
  4. Виды нарушений памяти.
  5. Нарушения познавательной деятельности при шизофрении.
  6. Феноменология и психологические механизмы нарушений восприятия.
  7. Нарушения динамики мышления.
  8. Методики исследования нарушений памяти.
  9. Нарушения мотивационного компонента мышления.
  10. Искажение процесса обобщения. Экспериментальные факты и их теоретическая интерпретация.
  11. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.
  12. Корсаковский синдром.
  13. Нарушения мышления при шизофрении: психологический аспект.
  14. Нарушения опосредствованного запоминания.
  15. Нарушения психической деятельности при органических поражениях ЦНС различного генеза.

 

Раздел » нейропсихология»

  1. Синдромный анализ как основа нейропсихологической диагностики.
  2. Три функциональных блока мозга, характеристика каждого блока.
  3. Особенности формирования и функционирования первичных, вторичных и третичных зон мозга.
  4. Межполушарная асимметрия и взаимодействие полушарий.
  5. Нарушение процессов обработки зрительной и зрительно-пространственной информации.
  6. Сенсорные нарушения. Виды тактильных агнозий. Соматоагнозия.
  7. Мозговая организация акустического гнозиса. Речевой и неречевой слух. Виды слуховых агнозий.
  8. Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы двигательного акта. Апраксии.
  9. Психологическая структура речи и ее функции. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Классификация афазий.
  10. Мозговая организация мнестической деятельности. Нарушения неспецифической памяти при поражениях 1-го функционального блока.
  11. Модально-специфические нарушения памяти. Нарушения мнестической деятельности при поражении лобных долей. Межполушарная асимметрия в процессах памяти.
  12. Синдром нарушения программирования и контроля произвольной деятельности.
  13. Мозговая организация эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.
  14. Нейропсихология индивидуальных различий.

Раздел » детская нейропсихология»

  1. Внутриполушарная и межполушарная организация психических процессов у детей.
  2. Нормальный и атипичный онтогенез «левшей» или «правшей». Аномальный онтогенез.
  3. Варианты дизонтогенеза подкорково-корковых взаимодействий.
  4. Варианты дизонтогенеза межполушарных взаимоотношений.
  5. Роль левого и правого полушарий в переработке слуховой информации у детей и их влияние на трудности процесса усвоения письма и речи.
  6. Проблемы зрительного гнозиса и зрительной памяти у детей.
  7. Особенности функций программирования и контроля у детей.
  8. Дизграфия и дизлексия, методы диагностики и коррекции.
  9. Дефицитарность функциональной системной перестройки ВПФ у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  10. Локальные нарушения психических функций в детском возрасте.
  11. Возможности функциональной системной перестройки ВПФ у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  12. Специфика дифференциально-диагностической и коррекционной работы нейропсихолога с детьми и подростками.
  13. Адаптация нейропсихологического взаимодействия с детьми разного возраста.
  14. Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающему обучению.
  15. Формирование программ коррекционно-развивающего обучения в зависимости от первичного дефекта в детском возрасте.

 

Раздел «психиатрия»

  1. Определения понятия психического заболевания. Уровни психических расстройств.
  2. Понятие симптома и синдрома в психиатрии. Понятие продуктивной и  негативной  симптоматики. Определение понятия психотического и непсихотического уровня заболевания
  3. Классификация психических заболеваний по этиологическому принципу.
  4. Расстройства ощущений. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  5. Иллюзии и галлюцинации, их классификация. Объективные признаки галлюцинаций. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  6. Память и ее расстройства. Диагностическое значение расстройств памяти. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  7. Расстройства мышления. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  8. Сверхценные и бредовые идеи. Определения понятия, клинические формы, дифференциальная диагностика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  9. Расстройства эмоциональной сферы. Клиническая характеристика симптомов.
  10. Расстройства влечений. Импульсивные и навязчивые влечения.
  11. Двигательные расстройства. Ступор и психомоторное возбуждение. Клиническая характеристика.
  12. Нарушения сознания. Дезориентировка. Синдромы помрачения сознания.
  13. Бредовые синдромы. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются. Динамика бредовых синдромов.
  14. Онейроидный синдром. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  15. Сумеречное расстройство сознания. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  16. Кататонические синдромы. Кататонический ступор и кататоническое возбуждение.
  17. Корсаковский синдром. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  18. Астенический синдром. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  19. Аффективные синдромы в структуре отдельных болезней. Варианты аффективных синдромов.
  20. Депрессивный синдром. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  21. Маниакальный синдром. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  22. Деменция, психоорганический синдром. Клиническая характеристика.
  23. Ипохондрический синдром. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  24. Истерические синдромы. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.
  25. Дисморфофобия и дисморфомания. Клиническая характеристика. При каких заболеваниях эти расстройства наблюдаются.

 

Раздел «частная психиатрия»

  1. Шизофрения. Диагностика шизофрении. Варианты течения заболевания и основные клинические проявления. Основные клинические формы шизофрении. Принципы лечения.
  2. Аффективные расстройства. Систематика аффективных расстройств.
  3. Биполярное расстройство. Монополярный и биполярный варианты заболевания. Особенности терапии.
  4. Депрессивное расстройство. Клинические разновидности, течение.
  5. Расстройства личности, акцентуации. Критерии диагностики. Систематика расстройств личности по МКБ-10.

 

Раздел «расстройства личности»

  1. Причины и факторы возникновения личностных расстройств.
  2. Защитные механизмы при личностных расстройствах. Характеристика основных видов.
  3. Сравнительная характеристика истерического, обессивного и фобического неврозов.
  4. Основные течения в психоанализе: теория влечений, Эго-психология, психология Я, теория объектных отношений.
  5. Нарциссические расстройства личности. Основные теории нарциссизма (З. Фрейд, Х. Кохут, О. Кернберг).
  6. Пограничные личностные расстройства. Этиология, условия развития, структура и динамика пограничной организации личности.
  7. Варианты пограничной личностной патологии: шизоидная, шизотипальная, инфантильная, истероидная, антисоциальная личность. Клинические иллюстрации.
  8. Психотическая организация личности. Вероятные причины, условия развития, структура и динамика «психотической» личности.
  9. Сходство и различия в классификациях личностных расстройств.
  10. Клинические классификации личностных расстройств. П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко.

 

Раздел «девиантное поведение»

  1. Отклоняющееся поведение, определение понятия и классификация. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, общая характеристика. Критерии психической нормы.
  2. Основные теоретические подходы и школы. Чикагская школа. Теория субкультур. Теория стигматизации.
  3. Формы и методы диагностики отклоняющегося поведения.
  4. Агрессивное и аутоагрессивное поведение. Типология. Психологическая характеристика.
  5. Отклоняющееся поведение детей, подростков и молодежи.
  6. Аддикция как тип девиантного поведения.
  7. Девиации в сексуальной сфере. Типология. Профилактика.
  8. Нервная анорексия и булимия как виды пищевой аддикции.
  9. Азартное поведение и игромания.
  10. Современное представление о природе химической зависимости. Виды химической зависимости.

 

Раздел » психофармакология»

  1. Виды лекарственных средств, применяемых в психиатрии
  2. Клиническое применение нейролептиков (антипсихотиков). Показания, основные побочные эффекты.
  3. Клиническое применение антидепрессантов. Показания, основные группы препаратов.
  4. Клиническое применение транквилизаторов. Показания. Основные препараты.
  5. Антиконвульсанты, нормотимики. Показания. Основные препараты.

 

Раздел «клиническая психодиагностика»

  1. Задачи психодиагностики в клинике.
  2. Особенности проведения психологического исследования в клинике.
  3. Клинический и статистический типы диагноза.
  4. Деонтологические аспекты и профессиональная этика в психодиагностике.
  5. Патохарактерологическая диагностика. Тест-опросник MMPI. Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко.
  6. Проективный метод. Понятие проекции. Основные признаки и классификация проективных методик. «Подводные камни» интерпретации проекции.
  7. Интерпретативные методы. Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ). Тест чернильных пятен Г. Роршаха.
  8. Проективные графические методики. Диагностический смысл наиболее общих графических показателей, расположение рисунка на бумаге, его размер, степень детализации – схематичности, пропорциональность, перспектива, использование цвета; анализ процесса рисования.
  9. Проективная методика «Рисунок человека» в модификация К. Маховер и Ф. Гудинаф. Использование методики для диагностики когнитивного стиля, уровня самоидентичности при различных вариантах аномального развития личности.
  10. Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации. Рекомендации к применению. Анализ графических и процессуальных показателей и их диагностический смысл. Использование методики в семейном и школьном консультировании.
  11. Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» и ее модификации в клинической и консультативной практике, для диагностики внутренней структуры личной и социальной дезадаптации детей и подростков.
  12. Проективный рисунок «Несуществующее животное», рекомендации к применению, схема анализа и интерпретации.
  13. Проективный рисунок «Человек под дождем» как диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями. Схема анализа и интерпретации.
  14. Модифицированная методика рисуночных тестов Егорова. Теоретические и практические основы понимания символов рисунков.
  15. Тест «Рука» Вагнера. Области применения. Обработка и интерпретация теста.
  16. Проективные методики «эмоционального выбора». Теоретико-эмпирическое обоснование метода «эмоционального выбора». Цветовой тест Люшера и его модификации, сферы применения, схемы анализа и интерпретации результатов.
  17. Тест Сонди – экспериментальная диагностика влечений. Теоретическая позиция Сонди. Области применения теста. Общая характеристика теста, процедура проведения, правила обработки результатов и основные принципы интерпретации.
  18. Методика Косвенного Исследования Системы Самооценки (КИСС) в диагностике структуры образа Я, механизмов стабилизации позитивного самоотношения у лиц, переживающих кризис самоидентичности – подростков, невротических пациентов, лиц с пограничными расстройствами.
  19. Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы
  20. Тест фрустрации С. Розенцвейга. Структура и материал методики; процедура проведения и схема обработки результатов. Модификации теста, его применение в клинических исследованиях при изучении агрессии и отклоняющегося поведения.
  21. Методика «Незавершенные предложения» как средство скрининга проблемных областей личности. Материал методики, процедура проведения, обработка результатов и психологическая интерпретация.
  22. Биографический метод исследования личности.