ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИОННОЙ

(КВАЛИФИКАЦИОННОЙ) РАБОТЫ

Виды аттестационной (квалификационной) работы:

  • исследовательская дипломная работа
  • исследовательский аналитический литературный обзор

Порядок действий студента при написании аттестационной (квалификационной) работы

1. Прослушивание обязательной лекции по написанию и оформлению аттестационной (квалификационной) работы.

2. Выбор темы аттестационной (квалификационной) работы из предложенных кафедрой клинической психологии (при обучении на ВПО) или руководителем специализации (при обучении на ДПО). Возможен свободный выбор темы для студентов ДПО, тема должна соответствовать специализации. Рекомендуется тему выбирать в зависимости от того, на какой базе Вы планируете проводить исследование (какой там контингент клиентов или пациентов).

3. Выбор научного руководителя. Научным руководителем аттестационной (квалификационной) работы может быть преподаватель, проводящий занятия по данной теме или занимающийся научной или практической разработкой выбранной темы.

4. Заполнение стандартной формы заявления по поводу выбора темы аттестационной (квалификационной) работы (форму взять в учебной части), получение подписи у научного руководителя и сдача заявления в учебную часть. Рекомендуемый срок – не позже чем за 6 месяцев до предполагаемой защиты аттестационной (квалификационной) работы.

5. Составление календарного плана написания квалификационной (дипломной) работы и согласование его у научного руководителя.

6. Изучение современного состояния проблемы в теории и отечественной и зарубежной практике на основании данных литературы и интернета, возможно более четкое определение темы

7. Написание введения и плана дипломной работы и обсуждение с научным руководителем. Обсуждение возможно очное, по электронной почте, по скайпу.

Встречи с научным руководителем проводятся по мере необходимости. Количество встреч не ограничено. Каждая встреча обговаривается с научным руководителем. Оплата консультаций у научного руководителя почасовая. У студентов ДПО есть 3 оплаченные встречи по 45 мин.

8. Проведение исследования

9. Оформление 1-й и 2-й глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений

10. Прохождение предэащиты № 1 (приблизительно за 1,5 – 2 мес. до защиты), прохождение Предзащиты № 2 (приблизительно за 3 – 4 нед. до защиты). Доработка диплома по указанным на предзащитах замечаниям.

Предзащита – это проверка аттестационной (квалификационной) работы на предмет устранения неточностей, недоработок, неправильного оформления и т. п. с целью предупреждения нежелательных вопросов и повышения оценки на защите.

Предзащита никак не оценивается, только даются рекомендации по исправлению аттестационной (квалификационной) работы.

На предзащите не рассматриваются:

−  Аттестационные работы без утвержденной руководителем темы (заявление о взятии определенной темы работы должно быть подписано руководителем и сдано в учебную часть).

−  Аттестационные работы без подписи научного руководителя «К предзащите допущен». Научный руководитель, не подписавший работу, может позвонить или прислать письмо в учебную часть и сообщить, что работа допущена к предзащите.

−  На 1-ой предзащите не рассматриваются аттестационные работы, в которых нет введения, глав основной части.

−  На 2-ой предзащите не рассматриваются аттестационные работы, не прошедшие 1-ю предзащиту и в которых нет введения, глав основной части, выводов и заключения.

−  Аттестационные работы, оформленные не по правилам, которые указаны в методичке по оформлению дипломной работы.

АТТЕСТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ НЕ ПРОШЕДШИЕ ПРЕДЗАЩИТУ, К ЗАЩИТЕ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!!!

Обратите внимание, за что снижаются оценки за аттестационную работу – см. ниже

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)

ВКР относится к категории учебно-квалификационных работ, поэтому в ней должна быть продемонстрирована не столько квалификация автора в области самостоятельного решения поставленной проблемы, сколько его способность провести законченное, методологически и методически обоснованное исследование на всех этапах исследовательской программы. Полученные данные должны быть всесторонне и глубоко проанализированы, а также интерпретированы в рамках принятой теоретической концепции.

ЯЗЫК И СТИЛЬ ВЫПУСКНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выявленных в результате исследования эмпирических фактов.

Для научного текста характерна смысловая законченность, объективность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственные отношения, логический переход от одной мысли к другой, итог, вывод. Особенностью языка научного текста отсутствие экспрессивной лексики. Следует избегать также двусмысленных слов и определений, таких как «очень редко…», «психологами нашего Центра…», «некоторая часть выборки…» и т.д. В целом, описывая результаты исследования, предпочтительно заменять термины «испытуемые» и «выборка» более описательными терминами – «участники», «пациенты», «дети», «учащиеся».

В научной литературе не принято местоимение «я» со всеми его производными.

Руководство по оформлению публикаций американской психологической ассоциации дает следующие рекомендации к стилю и языку изложения: «Понятный, хороший стиль должен быть ясным в выборе слов, точным в представлении идей, экономичным в выразительных средствах, гладким и уважительным к читателю. Хороший автор должен побуждать читателей к чтению, поощрять их двигаться дальше и делать их задачу приятной, ведя от идеи к идее при помощи ясного изложения мысли и логического развития темы».

В научной работе не допускается голословное утверждение о существующем положении дел по данной проблеме. Необходима либо ссылка на официальную статистику (можно на официальный сайт), либо ссылка на научную работу, где рассматривается данная проблема.

ОФОРМЛЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аттестационная (квалификационная) работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата A3.

Параметры страницы

Текст следует печатать через 1,5 межстрочного интервала с использованием шрифта Times New Roman, кегль 14, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 12 мм. Нумерация страниц: арабские цифры (1, 2, 3), Нумерация сквозная, выравнивание по центру нижнего края страницы, титульной странице присваивается номер 1, но не печатается.

Каждый новый раздел – Введение, Глава I, Глава II, Выводы, Заключение и т. д. должен начинаться с новой страницы. Название раздела выделяется жирным шрифтом.

Аттестационная работа в виде литературного обзора должна быть представлена на 40 – 50 листах без приложений.

Работа сдается на бумажном носителе, в папке на кольцах без файлов и обязательно в ЭЛЕКТРОННОМ виде.

ВНИМАНИЕ!!! Работа должна быть прошита!!!. Работа должна быть оформлена в пластиковую папку на металлических кольцах.

Работа должна быть сдана в учебный отдел за 7 рабочих дней до защиты в электронном виде и в бумажном виде, подписанная научным руководителем. Электронные версии рассылаются научному руководителю и рецензенту для оформления отзывов.

Аттестационные работы, сданные позже, к защите не допускаются.

Аттестационные работы не прошедшие предзащиту к защите не допускаются.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ

РАБОТЫ В ВИДЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА

Структура аттестационной работы в виде литературного обзора

−  Титульный лист

−  Оглавление

−  Список сокращений (если таковые имеются)

−  Введение

−  Главы основной части

−  Выводы

−  Заключение

−  Практические рекомендации (если они вытекают из содержания работы)

−  Библиографический список

−  Приложения (в случае необходимости).

Литературный обзор не должен быть реферативным изложением темы. В нем обязательно должен присутствовать анализ, например – сравнение методов коррекции и рекомендации по дальнейшему исследованию, либо с указанием, какой из методов каком частном случае может использоваться, либо сравнение изученных тем по проблеме и выление малоизученных областей по данной проблеме и т. п.

Титульный лист (см. приложение № 1 ниже) является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется в строгом соответствии с правилами:

В верхнем поле дается указание на Министерство образования и науки Российской Федерации, далее указывается полное наименование учебного заведения «Негосударственное образовательное учреждение высшего (или дополнительного) профессионального образования «Институт психотерапии и клинической психологии».

Ниже указывается кафедра, на которой выполнена работа (кафедра клинической психологии для клинических психологов и кафедры психологии для бакалавров психологии).

В среднем поле дается название выпускной квалификационной работы, которое приводится без слова «тема» и не заключается в кавычки. В заглавии работы не следует допускать неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о…», «К изучению…», «Материалы к…».

Под названием выпускной квалификационной работы указываются фамилия, имя, отчество студента. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, приводятся фамилия и инициалы научного руководителя, а также при наличии его ученое звание и ученая степень.

В нижнем поле указываются место выполнения выпускной квалификационной работы (г. Москва) и год ее написания.

Оглавление (см. приложение № 2 ниже). За титульным листом должно следовать оглавление, в котором указаны названия глав, разделов и параграфов с указанием соответствующих страниц.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых степеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер, как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.

Наиболее распространенными ошибками этой части аттестационной работы являются:

–        отсутствие названий у глав

–        отсутствие страниц или их двойное указание (например, 19 – 26)

–        неправильная нумерация параграфов (например, §1).

При нумерации первая цифра означает номер главы, вторая – номер параграфа. Знак § в оглавлении не используется. Например, 1.2 – второй параграф первой главы, а 2.3 – третий параграф второй главы.

Список сокращений (см. приложение № 3 ниже). Если в тексте используются сокращения, то расшифровка сокращений выносится на отдельный лист перед началом самой работы (перед введением). Например, ИСС – измененные состояния сознания, ПР – психосоматические расстройства, ВДКН – врожденная дисфункция коры надпочечников, ЭНЦ – Эндокринологический Научный Центр и т. п.

1-Я ЧАСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА – ВВЕДЕНИЕ

Во Введении дается краткое обоснование обращения к выбранной теме (не более 2-х страниц), тезисно обозначаются актуальность работы, проблема (гипотеза), на решение которой работа направлена, выделяются объект и предмет исследования, кратко описываются цель и задачи литературного обзора, указывается теоретико-методологическая основа, теоретическая и/или практическая значимость и новизна работы.

Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. В нем должны отсутствовать подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя. Рекомендуемый объем введения – не более 3 страниц машинописного текста.

Актуальность литературного обзора обосновывается, с одной стороны, анализом сложившейся ситуации, с другой – отсутствием необходимого анализа научной информации или приемов и методов воздействия с целью оптимального выбора, которым можно руководствоваться в исследованиях или практической работе психолога.. Актуальность темы – это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность. Обычно это общее резюме по определенному вопросу. «Тема актуальна и может представлять интерес, как для широкого круга общественности, так и/или для специалистов в области клинической психологии и психотерапии потому …».

Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования. Актуальность работы не следует описывать более чем на 1 – 1,5 стр.

Распространенная ошибка – описание существующей в обществе или  науке действительности без ссылок на научные литературные источники или официальную статистику. Такие голословные утверждения во внимание не принимаются, и актуальность считается не описанной.

Цель литературного обзора это научное решение сформулированной проблемы. Цель исследования, как правило, лежит за границами исследования. Предпочтительно не ограничивать цель исследования «изучением», «описанием», «выявлением» и т. д., так как не изучение само по себе является целью исследования, а решение с помощью такого изучения вполне определенных практических задач.

Целью работы является освещение указанной Вами темы, это конечный прагматический результат работы, то, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью

Задачи литературного обзора – это промежуточные этапы, достижение которых необходимо для реализации поставленных целей, т. е. описание этапов Вашей работы. Или это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, для решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. В задачах производится описание плана исследовательских действий в хронологической или логической последовательности. Общий план описания задач, которые необходимо будет конкретизировать в соответствии с темой и содержанием дипломной работы выглядит примерно так:

1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме (например, “Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по психотерапии посттравматических стрессовых расстройств”).

2. Анализ применяемых методов и приемов и результатов их применения в работе с проблемой.

3. Формулирование общих и частных предложений, выводов, рекомендаций.

Задачи обязательно должны быть отражены потом в выводах, заключении и рекомендациях.

Объект анализапроцесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Человек не может быть объектом исследования. Объект – та часть психологической реальности, на которую направлено внимание исследователя. В литературном обзоре – это анализ литературы по проблематике объекта.

Предмет анализа – то, что находится в границах объекта. Предмет исследования определяет тему исследования. Это частность психологической реальности, на которую направлено внимание исследователя.

Объект и предмет анализа соотносятся между собой как целое (объект) и часть (предмет) или как общее и частное. Отвечают на вопрос что? Это частность психологической реальности, на которую направлено внимание исследователя, это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта.

Предполагаемый результат проводимого анализа – это предположение (гипотеза), выдвигаемое в результате литературного анализа. Например, обоснование эффективности различных методов коррекции в конкретных случаях.

Не всегда с самого начала исследования удается точно сформулировать предполагаемый результат. Зачастую он обретает свое окончательное содержание только в процессе исследования.

Теория и методология исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследуемые научные концепции в области искомой проблематики, краткая характеристика использованной литературы с перечислением фамилий ученых, на работы которых в своей дипломной работе опирается автор с указанием литературных источников, из которых они взяты.

Научная новизна аттестационной работы. Здесь указывается, что именно отличает Вашу работу от остальных источников по этой проблеме. Это описание вклада, сделанного в работе, в психологическую науку; сравнение существующих методов, логическое доказательство преимущества тех или иных методов и др.

Теоретическая и/или практическая значимость работы – раскрытие теоретического, либо практического значения работы (либо, при необходимости, того и другого вместе), описание того, как могут применяться полученные результаты.

Структура работы. Здесь просто указывается, сколько разделов Вы использовали в работе, и дается их краткая характеристика.

2-Я ЧАСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА – АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ГЛАВ

В некоторых случаях теоретическая часть работы разбивается на две главы или несколько подпунктов первой главы. Решение о количестве глав в теоретической части принимается в соответствии с целью исследования. Обзор литературы подразумевает не реферирование, а углубленный анализ и систематизацию имеющихся подходов исследования. Автор должен продемонстрировать свое понимание развития проблемы. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы. Следует обратить особое внимание на цитирование. Рекомендуется использовать способ ссылки через указания в скобках номера источника в списке литературы и стр. Ф.И.О. редко цитируемых зарубежных авторов желательно приводить дважды – как в русской транскрипции, так и на языке оригинала. Оформление литературных ссылок см. ниже в приложении № 4.

Возможны два способа цитирования:

– прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата)

– косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором диплома своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту и со ссылками на первоисточники.

В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т. п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них. Способ, форма изложения материала должна облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и т. д.), упоминаемых в работе, принадлежат автору диплома, а какие являются продуктом чужого творчества или уже являются общепринятыми.

Обзор посвящается рассмотрению существующих в отечественной и зарубежной психологической литературе подходов, к разработке поставленной или аналогичной проблем. Глава должна адекватно отражать состояние разрабатываемой проблемы на момент написания работы, содержать критический разбор существующих подходов к ее решению, указание того, какие особенности существующих подходов не позволяют считать проблему решенной и требуют ее дальнейшей разработки. Краткое изложение теоретических взглядов и эмпирических результатов других авторов сопровождается содержательным анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором работы в освещаемой области исследований. Показываются “белые пятна”, противоречия в позициях и получаемых результатах, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора. Обзорно-теоретическая часть работы завершается кратким резюме и логичным переходом к эмпирической части исследования.

Анализ литературы, как правило (но не обязательно), содержит следующие подразделы:

а) очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по выбранной проблеме.

Подраздел не подразумевает ничего сверхъестественного. Его целью является описание общей картины развития того научного направления, в рамках которого вы выполняете исследование. Как правило, в этой части говорят о том, что данная область науки одна из древнейших (или наоборот, очень юная), о том, как много великих ученых известны своими работами в области этой науки (не забываем ссылаться на их работы из Вашего списка); как много в рамках этого научного направления было сделано (опять ссылки), как много еще предстоит сделать (опять ссылки) и прочее в таком духе. Чем больше корифеев вы вспомните, тем лучше.

б) критическое освещение и сравнительный анализ работ, посвященных решению Вашей задачи.

Подраздел посвящен критическому освещению работ, является одним из наиболее важных. Именно в нем Вам потребуется указать на то, что было сделано в рамках поставленной Вами проблемы. Одним из наиболее краеугольных участков на этом этапе является поиск недостатков в работе предшественников. От чего зависят какие-либо недостатки чего-либо? Правильно, от того, где это что-либо будет применяться.

При написании этой части работы не следует скупиться на критику в адрес своих коллег, но в границах разумного. Так что по числу и значимости недостатков пытайтесь найти ту самую «золотую середину». Желательно при перечислении недостатков работ предшественников случайно упоминать, что это не недостатки разработок, а недостатки использования разработок для решения Вашей конкретной проблемы (почувствуйте разницу).

в) резюме о решенных и нерешенных задачах, которые стоят перед исследователями.

Последний подраздел литературного обзора, как правило, содержит резюме о решенных и нерешенных задачах, которые вы хотите осветить в своей работе.

Литературный обзор не должен быть вторичным, т. е. построенным исключительно на воспроизведении сделанных кем-то ранее обзоров в анализируемой области. Ценность обзора определяется также тем, что в нем содержится новый для специалистов в этой области материал (т. е. автор не должен ограничиваться изложением работ, известных специалистам и до него) в виде анализа и собственных предположений.

Работа должна содержать собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, предлагаемые студентом. Эта часть работы может составить отдельную теоретическую главу, а может выступить параграфом обзора.

Объем литературного обзора должен быть от 30 до 50 страниц, не включая введение и список литературы, на которые делаются ссылки. Количество используемых источников не менее 100 (в исключительных случаях при исследовании «узкой» проблемы количество может быть меньшим, но это автоматически привлечет пристальное внимание комиссии). В литобзоре приветствуется использование данных российских и зарубежных периодических научных изданий. Не менее 50% использованной литературы должны представлять зарубежные авторы. Объем книг (монографий, справочников и т. д.) разрешается в количестве не более 25% от числа изданий, объем цитируемых интернет-ресурсов, также не более 25%, остальные источники – это научные статьи и научные работы (диссертационные исследования).

Обзор целесообразно писать в два приема. Предварительный вариант, по стилю близкий к реферату, есть смысл подготовить вначале и предоставить для предварительной рецензии научному руководителю с целью обсуждения вариантов систематизации информации, необходимых доработок, дополнительного поиска. После указанной доработки обзор вновь предоставляется научному руководителю. С его согласия допускается к защите.

Перечислим основные требования к литературному обзору.

1) Обзор не должен ограничиваться литературой, посвященной узкой теме исследования. Если исследование новаторское, то таковых работ может не оказаться вообще. Вначале необходимо связать конкретную тему данного исследования с постановкой проблем в классических работах психологии и психотерапии. Источником при написании этой части литобзора должны быть в первую очередь наиболее авторитетные справочные издания и учебники, а также небольшое количество обобщающих монографий, имеющих наивысший индекс цитирования. К более специальным работам следует прибегать в том случае, если в них излагаются принципиально новые подходы и идеи, не всегда согласующиеся с «классикой», но важные для разрабатываемой вами темы.

2) Основная часть обзора создается на основе публикаций, содержащих материалы конкретных исследований, и составляется на основе следующих источников:

? ссылок в наиболее свежих обобщающих монографиях и справочниках;

? публикаций в периодических изданиях за последние 5 лет (по последним номерам журнала за последние годы);

? изданий отраслевых исследовательских учреждений, работающих в данном направлении (академических и отраслевых институтов, исследовательских центрах), материалов профессиональных съездов, конференций, симпозиумов и т.д.

? диссертационных исследований по данной проблеме;

? интернет-изданий.

3) Обзор публикаций, содержащих результаты конкретных исследований, целесообразно начать с краткого описания тех проектов, материалы которых используются в вашем обзоре, и с перечисления основных публикаций по их результатам. Располагать описания лучше в хронологическом порядке. Необходимо указать, кто (какое учреждение) проводило исследование, в какой период, кратко охарактеризовать объект исследования и объем выборки, а также назвать руководителя проекта. Это избавит вас от необходимости воспроизводить эту информацию при каждом следующем цитировании. Этот вводный раздел не содержит рассмотрения конкретных проблем и результатов данных исследований. Он необходим для того, чтобы читатель представлял, когда, кем и на каком объекте проведено исследование, в котором получены те или иные конкретные результаты, и при необходимости мог бы обратиться к цитируемым материалам.

4) Анализ результатов исследований необходимо строить вокруг проблем, а не публикаций. Это значит, что ни в коем случае нельзя просто излагать содержание прочитанных статей и отчетов. Обзор литературы – это аналитический, а не реферативный документ. Главная его задача – выявить те проблемы, которые нашли отражение в результатах предшествующих исследований, показать расхождения в материалах разных исследований (если таковые имеются), сопоставить полученные результаты с теоретическими разработками, приведенными в первой части литературного обзора, выявить те недостаточно изученные аспекты проблемы. Анализу целесообразно придать слегка провокационный характер, подчеркивая не столько сходство в результатах эмпирических работ и их совпадение с теоретическими предположениями, сколько несоответствия, расхождения, слабую изученность тех или иных сюжетов. Это сделает ваш обзор более интересным для читателя и позволит сосредоточиться на неизученных проблемах, а не на устойчиво повторяющихся и поэтому достаточно тривиальных результатах. Хотя и злоупотреблять этим принципом не стоит. В литобзоре недопустимы эмоциональные критические замечания и вообще любые обороты, могущие в той или иной степени обидеть авторов, чьи работы анализируются.

5) Не следует одинаково подробно рассматривать в литературном обзоре все сюжеты, встречающиеся в использованной литературе – сосредоточиться необходимо на тех, которые имеют непосредственное отношение к вашей теме. Сюжеты, несущественные для вашего исследования, можно упомянуть или охарактеризовать одной-двумя фразами.

6) Необходимо очень осторожно обращаться с эмпирическими материалами, полученными в других исследованиях. Не следует воспроизводить таблиц, ограничиваясь отдельными показателями. Любой конкретный результат должны иметь отсылку к источнику, включающую не только точное указание на публикацию (см. ниже п. 10), но и на страницу, на которой приводится данный результат. Читатель должен иметь возможность проверить правильность приведенных вами данных и их интерпретации.

7) Особое внимание необходимо уделять цитированию текстов. Использование чужих опубликованных текстов регулируется Гражданским кодексом (Раздел IV «Авторское право»): «Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях…

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».

В литобзоре, как и в других авторских текстах, категорически запрещено (и этически и юридически) прямое воспроизведение смысловых кусков без кавычек и точного указания, откуда эта цитата заимствована. В то же время необходимо иметь в виду, что литобзор, так же как программа исследования и отчет, сами по себе не являются публикацией. Поскольку ко всем документам исследования по идее имеют доступ только определенные лица, они не считаются публикацией, и к ним неприменимы многие ограничения, касающиеся публикаций.

Обзор лучше писать «своими словами», по возможности четко придерживаясь терминологии описываемой работы. Прямое цитирование не должно превышать 5-10% текста обзора. Принятая норма цитирования в пределах своего текста составляет не более 300 знаков одного автора (около 50-60 слов). При воспроизведении любого достаточно крупного фрагмента любого текста в случае публикации материалов исследования целесообразно обращаться за письменным разрешением к лицам и/или организациям, имеющим копирайт на данное произведение. Каждая цитата должна иметь ссылку на работу, откуда она заимствована, и на страницу. Следует выбирать цитаты, отражающие существенные выводы автора, следя за тем, чтобы они отвечали общему духу цитируемой работы. Нелишне напомнить, что цитировать целесообразно лишь в том случае, если смысл цитаты касается одной из центральных проблем вашего собственного исследования, а в данной формулировке этот смысл выражен коротко и ясно.

При прочих равных условиях, ссылаясь на какой-либо результат или гипотезу, целесообразно обращаться к работам, где они впервые появились, или формулировка которых признана классической. Если такой возможности нет, и вы цитируете «из вторых рук» (например, приводите положение или результат из учебника, справочника или обобщающей монографии), необходимо указать не только «первоисточник» (автора и/или издание), но и то, откуда вы заимствуете цитату. Это не только этично и соответствует правовым нормам, но и избавляет вас от обвинений в неточности (если таковая имеет место), допущенной автором обобщающего издания, из которого вы почерпнули сведения.

8) Литобзор обязательно должен завершаться краткими выводами, в которых сформулированы положения, вытекающие из вашего анализа литературы, и имеющие непосредственное отношение к формулировке проблемы и гипотез вашего исследования, а также к выбору объекта исследования. Объем выводов должен составлять около 0,5 стр. (20 – 25 строк) – см. далее.

3-Я ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В ВИДЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА – ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы не являются заключением.

Основные результаты дипломной фиксируются в форме Выводов и Заключения. Они формулируются на основании всей проделанной работы и интерпретации полученных результатов. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка.

Вывод – процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям – заключениям.

Выводы на основе всей проделанной работы обычно пишутся по задачам, указанным во введении, состоят из нескольких высказываний и показывают, насколько решена каждая из поставленных в вашем исследовании задач (если во введении у нас было поставлено пять задач, то и в заключении у нас будет пять “ответов” на поставленные задачи), достигнута ли цель, подтвердились ли гипотезы, удалось ли продвинуться в решении рассматриваемой проблемы. Выводы должны коротко и содержательно, в тезисной форме отражать результаты, полученные автором.

Например, можно указать, что в структуре рассматриваемого феномена обнаружены ранее не известные компоненты (перечислить их). Или отметить наличие (отсутствие) и характер взаимосвязей между исследуемыми психологическими явлениями. Добавить, в рамках какого научного подхода получены результаты и какова сфера их практического применения.

Заключение. Заключение по своей сути является кратким резюме проведенного в дипломной работе исследования.

В заключении следует кратко изложить замысел, обоснование направления, ход проведенного литературного анализа и полученные результаты. Заключение пишется в свободном стиле и может содержать перспективы дальнейшей работы в том виде, какими их представляет автор. Однако оно должно быть непосредственно связано с темой исследования. В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования и подтверждения гипотезы.

Заключение включает перечень результатов литературного анализа, дается их содержательный смысл. Отмечается, был подобный анализ проведен ранее, кем, соответствует ли он вашему исследованию, противоречит или дополняет его. Как и всякое заключение, эта часть работы носит форму систематизации изложенной в основной части научной информации. Здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты работы.

Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем состоит ее главный смысл, какие важные побочные результаты получены, какие новые научные задачи встают в связи с проведением исследования.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично автором работы и внедренных на клинической базе.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы. Заключение предполагает осмысление материала на более высоком уровне обобщения, с точки зрения проблемы, поставленной в исследовании. Подобное осмысление приводит к основным выводам. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования.

Последний абзац заключения дипломной работы должен носить общий характер, резюмировать актуальность темы дипломной работы и дальнейшее развитие рассматриваемого субъекта.

Рекомендации. Рекомендации предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны школьному психологу, родителям, приемно-отборочной комиссии  и т. д.

После того, как Вы написали работу, вновь займитесь правкой Введения.

Как ни парадоксально, но введение – это та часть работы, которую окончательно следует писать только после того, как написано и проверено все остальное. Объяснение достаточно простое: во введении должна быть дана краткая аннотация освещения степени разработанности проблемы, изложение того нового, что вносится автором в исследование проблемы, обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цели и задачи. Если посмотреть на этот список, то мы увидим, что это отражение обзора литературы, изложения гипотезы и заключения, то есть всего того, что уже написано. Естественно, что без написания этого мы не сможем сформулировать и введение.

Задачей данного этапа является «вытаскивание» из работы того, что нужно, и добавление этого во введение.

Отметим, что введение читается практически всеми людьми, к которым работа попадает в руки (чего нельзя сказать обо всей работе в целом). Надо сказать, что введение производит очень сильное, часто неисправляемое впечатление о работе. Если человек, прочитавший ведение, заинтересовался, он ее немного полистает, чтобы посмотреть картинки, и умиленный от счастья сядет слушать речь на Вашей защите. Если введение не понравилось, как правило, чтения работы не происходит и оценка за нее падает. Чтобы избежать подобного эффекта, отнеситесь к составлению введения со всей серьезностью и ответственностью.

Не поленитесь перечитать законченный вариант введения несколько раз с интервалом в 2-3 дня. Ощущение его незаконченности, как правило, провоцирует в голове ряд мыслей, которые периодически можно добавлять в это самое введение. Как только наступит момент, при котором вы решите, что ваша работа идеальна, возрадуйтесь, напечатайте ее, скрепите листы и с этого момента забудьте о внесении туда каких-либо исправлений, так как ее написание закончено.

4-Я ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В ВИДЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (см. приложение № 4 ниже).

После основного текста работы, требования к которому изложены выше, следует список литературы (библиография), построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. В списке литературы должны быть представлены как базовые, ставшие классическими в данной области работы, так и “свежие” публикации, отражающие современный уровень разработки решаемой проблемы.

При написании литературного обзора не менее 50% использованной литературы должны представлять зарубежные авторы. Объем книг (монографий, справочников и т. д.) разрешается в количестве не более 25% от числа изданий, объем цитируемых интернет-ресурсов, также не более 25%, остальные источники – это научные статьи и научные работы (диссертационные исследования).

Когда Вы своими словами передаете идеи другого автора, то в тексте Вы помещаете ссылку, в которой содержится фамилия автора и год издания работы, на которую следует ссылка, а также номер данной работы в Вашем списке литературы. Например (Иванова О. П., 2001) [7].

При прямом цитировании в тексте обязательно должна содержаться ссылка на источник цитаты с указанием страницы, на которой находится цитируемый текст, т. е. в тексте помещается цитата «……..», после цитаты ставится цифра в скобках [7; стр. 15], цифра в скобках отражает номер данной работы в Вашем списке литературы.

При косвенном цитировании, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором диплома своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту, тогда в квадратных скобках указывается номер, которому соответствует данный первоисточник в списке литературы.

Пример:

1.      Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексологизация детской субкультуры//Мир психологии. – 2000. – №1. – С. 143, 153, 211. (при прямом цитировании)

2.      Абульханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии. // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. – М., 1997. – С. 270, 304, 315 (при прямом цитировании)

3.      Дворянчиков Н. В., Носов С. С., Саламова Д. К. Половое самосознание и методы его диагностики: Учеб. пособие. – М., 2011 (при передаче своими словами идеи автора)

5-Я ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В ВИДЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА – ПРИЛОЖЕНИЯ

После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения. Например, см. приложение № …

Приложения содержат иллюстративный материал (таблицы, графики и т. п.), поясняющий содержание основного текста.

Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании – его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация, содержащаяся в приложениях, должна быть точной и полной.

В приложения выносятся: тексты и ключи методик; таблицы первичных данных; результаты статистической обработки полученных данных; объемные графики, гистограммы, рисунки и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.

В приложения выносятся кодировочные таблицы, таблицы контент-анализа, занимающие несколько страниц, а также объемные иллюстративные таблицы (если они занимают более половины страницы). Таблицы, занимающие менее половины страницы, могут помещаться в основном тексте работы.

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА И ЛИТЕРАТУРНЫХ ССЫЛОК

Оформление списка и ссылок производится в соответствии с требованиями, изложенными в таких действующих нормативно-методических материалах, как ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления (М.: Изд-во стандартов, 1987); ГОСТ 7.11-78. Сокращения русских слов и словосочетаний в библиографическом описании (М.: Изд-во стандартов, 1982); ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращения слов в русском языке. Общие требования и правила (М.: Изд-во стандартов, 1995).

Законодательные и нормативные акты приводятся по официальным изданиям соответствующих ведомств (если таковые имеются).

Первым элементом библиографического описания является фамилия автора. В описании издания одного автора приводят его фамилию в именительном падеже и инициалы. Например: Виханский О. С.

При описании издания двух-трех авторов приводят последовательно фамилии указанных авторов, разделяя их запятой: Виханский О.С., Наумов А.И.

Если авторов более трех, указывают фамилии и инициалы первых трех с добавлением “и др.”: Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Д. Ж. и др.

Основным источником для описания работы является титульный лист.

Относящиеся к основному заглавию даты, а также сведения о месте проведения конференций и т. п., которые грамматически не связаны с заглавием, приводят после заглавия и отделяют запятой.

Запятую перед датами не ставят, если в книге они заключены в круглые скобки.

В сведениях о составителях, редакторах, переводчиках и т.п. приводят не более двух фамилий, например:

Борисов Е. Ф., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. М.; Финансы и статистика, 2000. 400 с.

С титульного листа в описании приводятся сведения об издании, переиздании, перепечатке, специальном назначении издания, особых формах его воспроизведения, например:

3-е изд., испр. и доп.;

Факс. изд.;

2-я ред.;

Офиц. изд.;

Репринт.

Выходные данные содержат сведения о том, где, кем, когда опубликована книга.

Название места издания приводят в именительном падеже. При наличии двух мест издания приводят название обоих и отделяют их друг от друга точкой с запятой, например:

М.; СПб.

М.; Екатеринбург.

Сокращенное наименование места издания допускается для Москвы (М.) и Санкт-Петербурга (СПб.)

Сокращают также:

Ростов-на-Дону – Ростов н/Д.

Великие Луки – В. Луки.

Если на титульном листе не обозначено место издания, в описании приводятся слова “Б. м.” (т.е. без места).

Наименование издательства приводят в именительном падеже в сокращенной форме. Если издательств больше одного, то между ними ставится запятая:

М.: Экономика.

Казань: Изд-во Казанского ун-та.

М.: Главархив, ВНИИДАД.

Время издания – это указанный на титульном листе год, например:

М.: Перспектива, 2004.

При отсутствии года приводят приблизительный год в квадратных скобках. При невозможности его установить приводят слова “Б. г.” (т. е. без года).

Примеры описания монографий:

Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ, 2004.

Серийные издания (периодические, продолжающиеся).

Заглавие серийного издания может быть тематическим, состоящим из одного или нескольких слов, или из наименования учреждения, или из аббревиатуры. Например:

ВВЦ

Заглавие серийного издания может быть типовым, состоящим из слов (слова), обозначающих вид издания. Например:

Ученые записки

Заглавие серийного издания включает в себя заглавие, название серии. Например:

Известия Российской академии наук (РАН). Серия геологическая.

После заглавия при нумерации по годам приводят год, затем, через точку, номер. Например:

2004. № 3.

При сквозной нумерации приводят обозначение и номер тома (выпуска, номера) арабскими цифрами, затем год издания, который заключается в скобки. Например:

Т. 1. (2004).

Основная порядковая единица может состоять из более мелких делений: том из выпуска, номеров:

Т. 2. Вып. 1.

Статья из книги или другого однотомного издания

В описании сначала приводят сведения о составной части, затем о книге или другом издании, в котором она приведена. Например:

Архипова Н.И., Кононов Д.А., Кульба В.В. Сценарный анализ региональных социально-экономических систем // Проблемы регионального и муниципального управления: Доклады и сообщения III Международной научной конференции. Москва, 21 мая 2001 г. М.: РГГУ, 2001. С. 57-63.

Статья из серийного издания

Например: Сидоров А. Экономические аспекты информационных технологий // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 20-28.

_________________________________________________________________________________________

Приложение № 1

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего (или дополнительного) профессионального образования

«Институт психотерапии и клинической психологии»

Кафедра клинической психологии

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА В ВИДЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА

Выполнил: ФИО

Научный руководитель: уч. звание (профессор, доцент), уч. степень, ФИО

Рецензент: уч. звание (профессор, доцент), уч. степень, ФИО (ФИО рецензента студент может узнать на 2-й предзащите)

Москва 2015

Приложение № 2

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ:

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение …………………………………………………………………………………………..

3

Глава I. Типология и функции современной семьи ……………………………………………

7

1.1. Психологические особенности различных типов брачно-семейных отношений…….

7

1.2. Функции современной семьи ……………………………………………………………..

19

Глава II. Исследование представлений молодежи и лиц среднего возраста о семье …………

25

Выводы ……………………………………………………………………………………………

43

Заключение ……………………………………………………………………………………….

45

Список литературы ……………………………………………………………………………….

47

Приложения ……………………………………………………………………………………….

52

Приложение № 3

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СОКРАЩЕНИЙ:

Сокращения

ИСС – измененные состояния сознания

ПР – психосоматические расстройства

ВДКН – врожденная дисфункция коры надпочечников

ЭНЦ – Эндокринологический Научный Центр

Приложение № 4

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература:

1.      Баркан Д. И. Управляем фирмой в условиях рынка. – М.: Аквилон, 2004. С. 204.

2.      Блейлер Э. Аутистическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: МГУ, 1981. С. 113, 122.

3.      Виноградов В. Н., Эрлих О. В. Стратегическое планирование становления и развития гражданского сообщества города средствами системы образования // http://citystrategy.leontief.ru

4.      Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2001. С. 17, 48.

5.      Рыночная экономика: Словарь / Под ред. Г. Я. Кипермана. – М.: Республика, 2004. С. 73, 79.

6.      Loomis C.L. Dinosaurus of Business // Fortune. № 5. 1999. P. 36.

7.      Ulvila J.W., Brown R.V. Decision Analysis Comes of Age. – N.Y., 2002. Р. 27, 48.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основными качественными критериями оценки аттестационной работы являются:

1. актуальность и новизна темы

2. достаточность использованной отечественной и зарубежной литературы по теме

3. практическая значимость дипломной работы

4. обоснованность привлечения тех или иных источников

5. глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов

6. четкость и грамотность изложения материала, качество и правильность оформления работы, соблюдение описанной выше структуры в дипломной работе, полное отражение теоретического материала

7. умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам дипломной работы, глубина и правильность ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензентов.

Оценки “отлично” заслуживают работы, темы которых представляют научный, методический или практический интерес, свидетельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач. Структура работы, оцененной на “отлично”, должна быть логичной и соответствовать поставленной цели. В ее заключении должны быть представлены четкие, обоснованные выводы, вносящие вклад в разрешение поставленной проблемы и намечающие перспективы ее дальнейшей разработки.

Работа должна быть написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат – соответствовать действующим ГОСТам и настоящим “Правилам”, содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т. д.

Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения дипломной работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы членов ГАК.

В тех случаях, когда дипломная работа не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом.

Оценка за работу может быть снижена в следующих случаях:

1. Оформление

Наличие неисправленных опечаток, пропущенных строк, грамматических и стилистических ошибок, несоответствие стиля научной работе.

Название работы не отражает её реальное содержание.

Имеет место совпадение формулировки проблемы, цели, задач работы.

Отсутствие в работе “Введения”, “Выводов” или “Заключения” и/или того, другого и третьего.

Пропуск в оглавлении отдельных параграфов или даже целых глав.

Теоретическая часть не завершается выводами и формулировкой предмета собственного эмпирического исследования.

Отсутствие названий таблиц, графиков, гистограмм.

Отсутствие пояснений и условных обозначений к таблицам и графикам.

Отсутствие авторской интерпретации содержания таблиц и графиков.

Несоответствие названий глав и параграфов в оглавлении и работе.

2. Недостатки литературного обзора и библиографических источников

1. Малое количество литературных источников.

2. Преобладание отечественных литературных источников.

3. Отсутствие 25% ссылок на Интернет-ресурсы (ссылки на Интернет-ресурсы должны занимать около 25% от всего количества библиографических источников).

4. Большое количество ссылок на монографии (ссылки на статьи должны занимать 50% от всего количества библиографических источников; ссылки на монографии в пределах 25%).

5. Наличие фактических ошибок в изложении “чужих” экспериментальных результатов или теоретических позиций.

6. Отсутствие упоминаний важных литературных источников, имеющих прямое отношение к решаемой проблеме и опубликованных в доступной для студента литературе не менее двух лет назад (доступность литературы обоснована наличием текстов в научных библиотеках г. Москвы).

7. Использование больших кусков чужих текстов без указания их источника (в том числе дипломов других студентов).

8. Отсутствие анализа зарубежных работ, посвященных проблеме исследования.

9. Отсутствие анализа отечественных работ, посвященных проблеме исследования.

10. Указание в библиографии только старых (давно изданных) монографий, статей, что указывает на несоответствие работы современному состоянию проблемы.

11. Наличие ошибок в оформлении библиографии: список литературы выполнен не по ГОСТу.

12. Наличие ошибок в оформлении библиографии: много “глухих” сносок (когда есть сноска на автора идеи, но нет ссылки на саму работу, где эта идея обсуждается).

13. Наличие в библиографии работ, на которые нет ссылок в самих дипломных работах.

14. Наличие голословных утверждений, не подтвержденных официальной статистикой или научными исследованиями.

15. Отсутствие библиографических ссылок на зарубежную литературу.

3. Этические аспекты дипломного исследования

1. Автор использует данные других исследователей без ссылки на их работы, где эти результаты опубликованы.

2. Автор формулирует практические рекомендации, которые могут нанести ущерб психологическому благополучию респондентов.

3. Автор формулирует практические рекомендации, предлагая решения, выходящие за пределы его профессиональной компетентности, например: “расформировать”, “повысить в должности”, “наградить” и т. д.

4. Выводы и заключение дипломной работы

Оценка снижается если отсутствуют общие выводы, если в заключении «налита вода», а нет общей оценки проделанной работы.